Что ждет лифтовую отрасль

За последние три года из-за аварий лифтов в стране погибло более 90 человек. Эти трагедии происходят на фоне непрекращающихся коррупционных скандалов вокруг поставок и установок лифтов. Из последнего - ЧП в МФЮА (Московский финансово-юридический университет), где из-за неправильной эксплуатации лифта пострадали несколько студентов. Картину дополняет история с банкротствами сразу нескольких отечественных производителей подъемников: так, больше года в арбитражных судах Москвы рассматриваются дела, связанные с признанием финансово несостоятельным одного из таких предприятий - Карачаровского механического завода.

Переломный момент

Очевидно, что отрасль нуждается в серьезных изменениях и как всегда остро стоит вопрос ее прозрачности. С чем не согласны сложившиеся игроки - подрядные и монтажные организации и их объединения, для которых раскрытие отрасли может привести к уходу с рынка недобросовестных компаний. Так, например, произошло в строительстве, когда государство взялось за оздоровление отрасли и реализовало ряд мер по регулированию рынка. В результате были закрыты большинство "компаний одного проекта", собиравшие деньги с дольщиков, но так и не начавшие реальное строительство. На рынке остались крупные игроки, заинтересованные в завершении своих объектов, а вопрос появления новых обманутых дольщиков ушел в прошлое.

Рано или поздно подобное обновление ждет и лифтовую отрасль, в которой сегодня также существует более тысячи мелких монтажных и эксплуатирующих организаций, занимающихся перепродажами оборудования и услуг от производителей. Их деятельность добавляет до 200% к стоимости поставок лифтов, при этом качество их работы должным образом не контролируется. Как только обсуждение этого вопроса вышло на правительственный уровень, игроки объединились в ассоциации для противодействия любым изменениям. Так, в письме Национального лифтового союза и Российского лифтового объединения в правительство говорится, что на рынке якобы происходят действия по "монополизации и ограничению конкуренции".

Переломным моментом для отрасли стал февраль 2019 года, когда премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание по реализации нацпроекта "Жилье и городская среда". По итогам обсуждения были приняты правительственные поручения по консолидации производственных мощностей в лифтовой отрасли и ужесточению требований к монтажу и сервису.

В поручениях были поставлены задачи по разработке плана мероприятий (дорожной карты) по развитию производства лифтового оборудования, в котором должна быть предусмотрена консолидация производственных мощностей лифтостроительных предприятий, а также переход на прямые закупки у заводов-изготовителей лифтового оборудования и требование по участию производителей в аккредитации монтажных и обслуживающих организаций, как это давно реализовано за рубежом.

Что ждет лифтовую отрасль – статьи от компании ВираГруз

К началу 2019 года ежегодные потребности в новых лифтах в России составляли около 40 тыс.: 30 тыс. на установку в новостройках и около 10 тыс. на замену устаревшего оборудования (сейчас общие потребности оцениваются в объеме около 45-48 тыс. лифтов в год). Но очевидно, что дефицит лифтовой продукции гораздо выше. Одна из национальных целей - ежегодно улучшать жилищные условия не менее 5 млн семей, для чего требуется строить по 120 млн кв. м жилья - это новые многоквартирные дома, а, значит, и новые лифты, без которых многоэтажки не функциональны.

Вместе с тем около 160 тыс. подъемников (более четверти всего лифтового парка) потенциально требуют замены, к 2024 году их число достигнет 200 тыс., к 2030 году - 250 тыс. Для решения этих задач необходимо увеличить производство лифтов в России на 40 тыс. в год - иначе все большая часть рынка отойдет иностранным конкурентам, чья доля на данный момент уже составляет 30%. Пока импортные лифты востребованы в новостройки от уровня "комфорт" и выше. И задача российских производств - выпускать конкурентный продукт, подходящий для установки в новые современные дома.

В прежнем виде лифтовая промышленность не могла выполнить эти амбициозные планы. Исторически этот рынок развивался практически без государственного надзора. В результате к началу 2019 года отрасль представляла собой замкнутую непрозрачную систему с практически полным отсутствием госрегулирования и соответствующим набором последствий: офшорными собственниками, выводом средств в компании-посредники, банкротством и остановкой производств, отсутствием ответственности за качество, зависимостью от иностранных поставщиков на фоне угрозы возможных санкций.

Запрос на модернизацию отрасли и качественное обслуживание техники поступил от конечных потребителей - жителей многоэтажек, обеспокоенных своей безопасностью в самом, казалось бы, защищенном месте: в их собственном доме. Ситуация усугублялась все более частыми сообщениями об авариях и остановках лифтов, иногда с трагическими последствиями. Государство отреагировало на запрос, инициировав масштабный процесс модернизации и обновления производственных площадок, задав курс на импортозамещение и создание качественной системы обслуживания лифтов.

Удачные решения, принятые госкомпанией в управлении собственным заводом, было принято масштабировать и на другие крупные предприятия отрасли. В частности, на московский Карачаровский механический завод (КМЗ) и омский "Сиблифт", которые суммарно выпускают около 6 тыс. лифтов в год.

Монтаж выводят из тени

Монтажный бизнес - самая доходная и одновременно непрозрачная часть лифтовой отрасли. Всего в стране на 5-6 крупных производителей действуют более 1 тыс. монтажных организаций. Большинство из них не сертифицированы заводами-изготовителями, поэтому качество их работы практически невозможно контролировать. Зарубежный опыт подсказывает, что исключение производителей из процесса монтажа и сервисного обслуживания фактически полностью освобождает монтажные организации от ответственности, позволяя им концентрироваться на прибыли в ущерб качеству и безопасности пользователей. Зарубежный опыт также показывает, что выстраивание собственной посреднической сети, создание своего монтажного управления, разработка системы сертификации поставщиков и эксплуатантов и прямые отношения с заказчиками способны многократно улучшить качество и безопасность при сохранении действующих цен на продукцию.

Монтаж лифтов - это более маржинальный вид деятельности, чем их производство. К примеру, стоимость изготовления одного стандартного подъемника для 9-этажки - около 1 млн руб., его монтажа - до 700 тыс. руб. При этом на торгах по замене лифтов для капремонта, которые проводят управляющие компании или обслуживающие организации, стоимость одного лифта может вырастать до 2,5 млн руб., а то и 5 млн руб. Накрутку формируют монтажные организации, выступающие посредниками между изготовителями и покупателями. Разброс средней стоимости замены лифта между регионами - до 4 раз, при этом различия не объясняются ни масштабом, ни стоимостью логистики.

Качество монтажной работы не отслеживается изготовителями, что приводит к дефектам при установке лифтов монтажными организациями. За последние три года было зафиксировано несколько сотен происшествий с лифтами, в том числе и с трагическими последствиями. Проанализировав статистические данные по этим инцидентам, Ростехнадзор выяснил, что более половины ЧП произошло с техникой, которая еще не выработала назначенный срок службы. Каждая из аварий прямо или косвенно стала следствием либо некачественного монтажа, либо нарушения владельцами объектов и эксплуатирующими организациями обязательных требований регламентов. Минпромторг сообщал о случаях использования несертифицированных комплектующих и узлов безопасности лифтов на этапе монтажных и пусконаладочных работ и сервисного обслуживания.

Такая ситуация невозможна в Европе, где изготовление, монтаж и обслуживание лифта - части одного большого процесса и регулируются как со стороны изготовителей, так и со стороны государства. Otis, ThyssenKrupp, Schindler делают монтаж либо собственными силами, либо регулярно переаттестовывают подрядчиков, осуществляя постоянный и полный контроль по технической части и мониторингу безопасности труда.

В России государство только начинает включаться в процессы регулирования отрасли монтажа лифтов. Пока же отрасль поделена между тысячью монтажных и эксплуатирующих компаний, проследить за качеством работы которых сегодня нереально. Непонятно, кто и как монтирует лифты, и на выходе жители могут получить некачественно выполненную работу (иногда забывают прикрутить какие-нибудь конструкции и т.д.). Поэтому изменения правил игры на этом рынке должны стать гарантией правильной эксплуатации оборудования и его безопасности для жильцов.

Посмотреть все статьи